Акт обследования жилищно-бытовых условий.
С 1 марта 2005 года взамен ранее действовавшему Жилищному
кодексу РСФСР Федеральным законом №189-ФЗ введен новый Жилищный
кодекс РФ (ЖК РФ). Этот кодекс существенно отличается от предыдущего.
В нем отсутствуют статьи аналогичные статьям: 40 ЖК РСФСР,
устанавливавшей общие требования по благоустройству жилья,
и статье 41, запрещавшей заселение одной комнаты лицами разного
пола старше девяти лет, кроме супругов. В связи с чем, ранее
применявшиеся требования сейчас уже не действуют. Новый кодекс так же не содержит общего понятия «норма жилой
площади» и устанавливает взамен неё в пункте 1 статьи 50 только
«норму предоставления жилой площади» и только в случае социального
найма. Установление величины нормы предоставления пунктом
2 этой же статьи отнесено к ведению органов местного самоуправления.
Таким образом, не установлены федеральные
ограничения по размеру и качеству жилья, а органы опеки обязаны
руководствоваться нормами местного законодательства. Регионы
имеют право устанавливать свои собственные нормы. При отсутствии
таких норм, суд, с учетом рекомендаций органов опеки вправе
самостоятельно решать вопрос о соответствии состояния жилья
заявителей санитарным и техническим требованиям. Следует учитывать, что в отдельных случаях может потребоваться
возможность выделения ребёнку отдельной комнаты вне зависимости
от наличия требуемого метража. Такие требования возникают
при усыновлении, установлении опеки или создания приемной
семьи: ребёнка-инвалида и ВИЧ инфицированного ребёнка.
Согласно Ч. 3 ст. 17 Закона "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от
20.07.95 №181-ФЗ (Инвалиды имеют право на дополнительную жилую
площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем
заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации).
и п. 2, 6, 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства
РФ от 27.07.96 Постановление Правительства РФ №214 от 28.02.1996
"Об утверждении перечня заболеваний..."
| Расчёт приходящегося на душу метража осуществляется делением
принадлежащего семье метража на количество зарегистрированных
на этой площади людей, включая ребёнка.
Под жилой площадью подразумевается
общая площадь квартиры/дома, принадлежащая семье и используемая
для жизни, включая: подсобные помещения, кухню, туалет, ванную,
коридоры и другие места общего пользования. Термины «общая»
и «жилая» площадь, которыми оперируют агентства недвижимости,
не являются узаконенными. Не включаются в жилую площадь -
нежилые помещения и подсобные строения, чердаки, балконы,
сараи и т.п.
| Фактическая часть проверки жилищно-бытовых условий осуществляется
при обследовании жилищно-бытовых условий. Специалисты органов опеки, либо социальный
педагог, общественный инспектор - эти лица могут проводить
обследование - обязаны осмотреть жильё, и
дать оценку его пригодности для проживания ребёнка. Обследование должно выявить:
- фактическое состояние
жилья,
- количество проживающих в нём людей,
- материальное положение
семьи,
- санитарное состояние,
- наличие места для размещения
ребёнка – место для занятий, сна, игр,
- оценить готовность
будущих родителей создать нормальные условия для проживания
и развития ребёнка.
При возникновении
спорных ситуаций или выявленных серьёзных несоответствиях
санитарным нормам или неудовлетворительного технического состояния
ООП имеют право привлечь для проведения дополнительной экспертизы
состояния жилого помещения специальные службы: Санэпиднадзор
(СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ), Гостехнадзор, Госстройнадзор
за свой счёт и своими силами.
Внимание! На сегодняшний день в Жилищном
кодексе РФ не установлено никаких "санитарных" жилищных норм. Поэтому
социальный педагог должен руководствоваться общей логикой анализа
бытовых условий. Так как согласно постановлению Верховного Суда РФ
от 14.04.1988 № 2 «О подготовке гражданских дел к судебному
разбирательству» акты обследования жилищных и бытовых условий каждого из
родителей (и детей проживающих у них), данные, характеризующие отношение
родителей к детям, а
также поведение родителей по месту их работы и жительства относятся к
необходимым средствам доказывания по гражданским делам. |
Социальный педагог посещает семью обычно в составе комиссии в которую могут войти:
1. Инспектор по делам несовершеннолетних отдела МВД Вашего района. 2. Представитель КДН и ЗП. 3. Органы опеки и попечительства. 4. Участковый уполномоченный полиции (при постановке Вас или ребенка на учет в ПДН - еще и оперуполномоченный по делам несовершеннолетних). 5. Центр социальной помощи семье и детям. 6. Комплексный центр социального обслуживания. 7. Представители органов здравоохранения. 8. Представители органов образования (как правило - заместитель директора школы по социальной защите, социальный педагог или классный руководитель).
Основные обстоятельства которые повлекут за собой обследование жилищно-бытовых условий:
1. Ребенка ставят на учет с ПДН ( в детскую комнату милиции) либо в КДНиЗП (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав). 2. Ребенок по какой-либо причине был изъят из семьи и решается вопрос о его возвращении домой либо дальнейшем пребывании в приюте/детской больнице/доме ребенка. 3. Ребенок прогуливает школу или иначе нарушает внутришкольный порядок (срывает уроки, приходит в школу в неадекватном состоянии, дерется - все эти действия при их систематичности могут повлечь за собой постановку на внутришкольный контроль). В таком случае школа в лице социального педагога либо заместителя директора по социальной защите организует проверку ребенка по месту жительства для выяснения условий его проживания и знакомства с семьей в целях организации профилактической работы с ребенком. 4. Проверка со стороны классного руководителя. 5. Ребенок передается под опеку либо усыновляется. В этом случае проверяют семью еще и органы опеки и попечительства из Муниципалитета, центра социальной помощи семье и детям района, собес (КЦСО), КДН и ЗП, иногда - ПДН и участковый уполномоченный полиции. 6. Семья переехала в квартиру с более худшими условиями. Если органы опеки района работают добросовестно, условия проверяются обязательно. 7. Заявление в полицию в отношении родителей, не исполняющих надлежащим образом обязанности по воспитанию, содержанию или обучению детей, допускающих жестокое обращение с детьми. 8. Жалоба со стороны соседей либо педагогов на поведение родителей/отношение к родительским обязанностям. Жалоба может быть обоснованной либо откровенной кляузой, от этого никто не застрахован. 9. Заявление в полицию в отношении ребенка (например, кража, драка с получением серьезного повреждения). 10. Привлечение несовершеннолетнего в качестве обвиняемого в совершении преступления либо приговор суда. В этом случае подросток ставится на учет в режиме учетно-профилактического дела. 11. Ребенок получил бытовую травму, родители обратились в больницу/травмпункт, откуда поступает обязательная телефонограмма в ПДН. Жилищные условия проверяются с целью установления случайного либо неслучайного характера повреждения.
На что нужно обратить внимание при проверке: 1. Место, где ребенок спит. Если есть ли комната или уголок ребенка. 2. Место для приготовления уроков и необходимые принадлежности. 3. Продукты питания для ребенка соответственно его возрасту. 4. Одежда на разные сезоны, игрушки (не роскошные, но чтобы были). 5. Санузел (чистота и недоступность средств бытовой химии). 6. Состояние и содержание квартиры\дома(пол. потолок. обои, батареи),а также мусорки. 7. Если в квартире животные - должен быть чистый туалет/клетка/террариум, продуктов жизнедеятельности нигде быть не должно. 8. Свободный выход из квартиры. 9. Для неформальных квартир требования те же. Хобби родителей - это классно, но ребенок страдать не должен. 10. Состояние родителей\ребенка и их внешний вид. | В зависимости от причины проверки, она может проходить как спонтанно, без предупреждения, так и по предварительной договоренности. Без предупреждения обычно посещают семьи алкоголиков, наркоманов и прочих ведущих аморальный образ жизни и явно влияющих на детей отрицательно. Акт обследование не подписывается родителями, но доводится до них. При составлении акта можно использовать Форму с70па.
|