Планирование работы социального педагога (часть 1)
Сущность планирования социально-педагогической деятельности заключается в определении основных
видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков
исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее
структуру и содержание на конкретный период.
Цель планирования работы
социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим
коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными
структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение
приоритетных направлений, решений, этапов деятельности. Эффективность планирования
социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том
уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах
работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств
достижения целей. К числу основных принципов
планирования специалисты относят:
-
научность -
социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной
ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения
планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и
экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и
социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ
сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;
- согласованность
- соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы
школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;
- оптимальность
- выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных
условий;
- перспективность
- построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных
задач и целей;
- коллегиальность
- использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных
лиц (в том числе и ребенка!) и структур, оценка экспертов;
- конкретность
- четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.
Разработка плана может строиться по следующей схеме:
- ознакомление с постановлениями и
решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или
проблеме;
- изучение литературы по общим основам
планирования;
- изучение научных рекомендаций по конкретному
планируемому вопросу;
- анализ недостатков плана работы за
прошлый учебный год;
- анализ основных направлений работы;
- изучение рекомендаций научной
организации труда (НОТ);
- подготовка проекта плана;
- коллективное обсуждение отдельных
аспектов плана;
- рассмотрение проекта плана работы на
методическом объединении и утверждение его на заседании педагогического совета.
В
деятельности социального педагога используются различные формы планов:
- Перспективный
план, выступающий как часть плана работы учреждения.
- План
годовой или на полугодие, конкретизация перспективного плана на конкретные
мероприятия и сроки.
- План
работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю
(календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики
и планы-сетки;
- План
проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении
конкретных проблем, конкретных подопечных.
I. Перспективный
план
отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе
анализа прошлого с учетом настоящего состояния дел.
Перспективный план иметь следующую структуру:
- аналитическую
записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы,
социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога
за прошедший период, характеристика его социальных связей и т. д.);
- цели
и задачи работы;
- планирование
по направлениям (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение
поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми
решаются эти задачи).
- критерии
и ожидаемые результаты.
К основным направлениям в
деятельности социального педагога относятся:
- Организационно-методическая деятельность.
- Диагностическая деятельность.
- Охранно-защитная деятельность.
- Коррекционно-развивающая деятельность.
- Консультационно- профилактическая деятельность.
- Самообразование.
II. Годовой план –
конкретизирует перспективный план до объектов
социально педагогической деятельности:
-работа с
детьми (учащиеся, подопечные и т.д)
-работа с
семьями ( различные категории семей)
-работа с
родителями (законными представителями, опекунами и т.д.) -работа с детьми- инвалидами
-работа с
классными руководителями
-работа с ЦСЗН и
т.д
В плане должны быть представлены те
виды деятельности, которые являются основополагающими в работе социального
педагога в учреждении и включают в себя индивидуальную и групповую работу по всем направлениям со специалистами, педагогами ОУ,
родителями, детьми, специалистами других учреждений.
Сентябрь
| №
| Мероприятие
| Сроки проведения
| Ответственный
| 1. | Работа с детьми: -Проведение классного часа "Мы вместе"
| 1-ая половина сентября
| Социальный педагог, классные руководители.
| 2. | Работа с родителями: - Родительское собрание "Первоклассники"
| 1-ая половина сентября | Социальный педагог,
классные руководители. |
Другим вариантом годового планирования может служить использование журнала
"Планирование деятельности социального педагога» (Форма 54 Ж-1), который позволяет в удобной и системной форме представить всю деятельность социального педагога.
Подробнее о Форме 54Ж -1 "Планирование деятельности социального педагога".
III. Календарное планирование уточняет
определенные годовым планом и
оперативной обстановкой мероприятия и события. В плане работы обязательно
оговариваются конкретные мероприятия и сроки.
Календарный
план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена
временная последовательность основных элементов социально-педагогической
деятельности. План-график
позволяет упорядочить предстоящую деятельность.
План-сетка
наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений)
представляет весь объем запланированной работы на определенный период.
Каждый вид
плана должен отражать специфику работы в конкретном учреждении, поэтому
различие в них может быть достаточно большое. При этом в перспективном плане
отражены должны быть все направление в том числе, если какое из них
реализуется, например психологами. В годовом планировании прописываются
конкретные объекты социально-педагогической деятельности, с которыми будет
работать социальный педагог. |
| Сейчас в
интернете можно найти большое количество различных вариантов написания всех
видов планов. Но как показывает практика, большинство из них пишутся в
соответствии с требованиями, которые диктует администрация учреждения или их
планы составляют психологи. Это влечет за собой ошибки в
социально-педагогической деятельности, нарушая принципы и специфику работы
социального педагога.
|
|